Дом зажиточного казака конца 17 и последующии века, реконструкция

О Фроле Минаеве писал исследователь донского казачества Григорий Левицкий в своей книге «Черкасск и его достопримечательности». По его словам, дом этого атамана являл собой «какое-то странное смешение азиатских черт с древнерусским вкусом». Он стоял на высоком четырехугольном срубе, напоминающем крестьянскую клеть и именуемом «амшанником». Со всех сторон были пристроены высокие крыльца с лестницами. На крышах имелись деревянные или жестяные фигурки, играющие роль оберега от чар и колдовства злых людей.

При доме был построен двор с конюшней и псовой. Там же имелись хозяйственные постройки: летняя кухня, ледник, погреба. Для того, чтобы за всем этим хозяйством присматривать, Фрол Минаев нанял прислугу из людей, часть из которой приехала с ним из Москвы в 1672 году. Известно, что именно тогда он, будучи главой казачьего посольства, был принят царем Алексеем Михайловичем, который беседовал с ним о делах Азовских и Крымских. Московская жизнь подсказала Фролу Минаеву, что дворовые люди должны быть приучены к этому делу. Но в основном прислуживали ему пленные турки и татары, которые, впрочем, не притеснялись и даже получали жалованье. Они называли хозяина «бачкой».

В доме казачьих старшин обязательно была комната для приема гостей, так называемое «зало». Будь то «русские дворяне, азовский ага, турецкие паши, горские князи, знатные татарские мурзы», гости — приятели тогда звались на калмыцкий лад – кунаками. По имеющимся традициям «кунак к кунаку без дорого подарка явиться не мог».

«За столом от стаканов до чаш и блюд – всё было из серебра», — писал историк В.Д. Сухоруков, особо подчеркивая, что в 17 веке это было уделом только царского двора, и к нему приближенных. Для сведения, дворяне массово начали пользоваться серебряной посудой только в конце 18 века.

Принимал гостей богатый атаман в «бархатном кафтане на пупках собольих, ценой в сто рублей». Много ли это, или мало, можно судить по воспоминаниям одного заезжего голландца, который купил золотую цепь, длиной в сажень (примерно 2 метра 13 сантиметров) за сорок рублей. Кстати, богатства свои, за исключения оружия, украшающего стены, казаки хранили в погребах, дабы защитить от частых пожаров. Вслед за Минаевым в Черкасске появились и другие богатые донцы, которые обзавелись прислугой и начали разумно вести свое хозяйство. Особо известны династии Платовых, Грековых, Яновых, Родионовых, Турчаниновых, Камшацких, Сулиных, Гордеевых.

Казаки были людьми рассудительными и старались иметь свое обоснованное мнение. Среди них ценилось логическое мышление и способность аргументации. Помимо Круга часто велись и казачьи беседы, которые продолжались до утра. Старые воины рассказывали о своих боях, подчеркивая удачные решения, которые способствовали победам. При этом молодые казаки стояли вдоль стен и внимательно слушали. Это были своеобразные курсы военного дела. Обсуждались и политические, и церковные, и хозяйские дела.

Кстати, на одном из таких вечеров было принято решение о выдаче Разина Москве. В первую очередь произошло это потому, что доводы царя им виделись правильнее и справедливее, чем сумасбродство буйного атамана. Таким образом, авторитетные казаки руководствовались не страхом перед царем, а теми общественными выгодами, которые несла церковная организация жизни, сопротивление которой в существенной степени стало причиной восстания. Кстати, именно по этой причине был казнен Ефрем Петров, которому пророчествовали войсковое атаманство. Зато его сына ждала куда лучшая участь.

Казачий дом, который называется Курень, в переводе означает «круглый дом». Не углы круглые, а комнаты в доме расположены по кругу вокруг печки. Курень строился на высоком каменном подклете. Подклет это не жилое, а подсобное помещение. Курень в плане имеет форму квадрата, крыша четырехскатная, крылась камышом или чаканом.

Дом строился так, что глухой стены не было, это чтобы у казака всегда был хороший обзор, ведь казаки до конца 18 века жили на военном положении. Все окна закрывались ставнями, днем от жары, ночью в любое время от неприятеля. С трех сторон дома строился узенький балкончик, который называется «балясник», по нему ходили и закрывали ставни. Балясником называли и крытый балкон, который имел либо собственную крышу, либо как в данном случае, занимает угол дома.

Вдоль одной из стен строился длинный, крытый коридор, который назывался «Галдарея». Каждый курень имел крыльцо, которое называлось «рундук». Во время наводнения, только подплыв к рундуку можно было попасть в помещение. Деревянные курени окрашивали синей или жёлтой краской природного происхождения.

Ставни и резьбу на окнах окрашивали белой краской, что придавало куреню очень нарядный вид. Резьба на домах появляется только в 19 веке, сами казаки не занимались ремеслами, для строительства и украшения своих куреней нанимали пришлых на Дон людей, которых называли иногородними.

В 18 веке в Черкасске богатые казаки стали строить себе каменные дома-крепости (по примеру Фрола Минаева).

Общежитие донских казаков в 17 и 18 столетиях. Новочеркасск 1892 г. (фрагмент)

Частная жизнь донцов в конце XVII и в первой половине XVIII века.


Донские атаманы, вводя новшества в своем общежитии [образе жизни], всегда умели удерживать старинную простоту, которая господствовала у их предков. Фрол Минаев, живший в последней половине XVII века, поступал не иначе.

Мы уважаем память сего героя; предки же наши, его современники, еще более чтили его заслуги. Около сорока лет предводительствуя полками храбрых, быв не менее двадцати раз избираем в войсковые атаманы, он, наконец, управлял мнениями и сердцами народа. Пятьдесят лет деятельной, военной жизни доставили ему значительное богатство. Быв часто в Москве в посольствах ко двору, проведши там в начале царствования Петра I довольно долгое время, уважаемый Государем и боярами, он присмотрелся к образу жизни тогдашних вельмож русских и в старости своей любил иногда показывать у себя заимствованную от них пышность.

Обширный дом его, лучший в Черкасске, стоял на прекрасном месте. Пленные татары и турки составляли его прислугу: они смотрели за конюшнею, за псовою охотою, за чистотою и порядком двора; в праздное время были обыкновенными его собеседниками. Фрол обращался с ними, как товарищ, по-братски; в военное время они сопутствовали ему в походах, любили старика искренно и называли обыкновенно: батька. Без гостей они обедали и ужинали с ним вместе; при гостях служили ему за столом. За большими обедами, или когда атаман угощал особ, к которым хотел показать особенное внимание, служили ему, кроме пленных, три сына его, герои в битвах, не раз уже предводительствовавшие полками казаков.

Минаев с детства привык провождать время в беседах казачьих, и тут, не требуя для себя никакого предпочтения, даже сам вставал пред стариками. Всякий казак называл его просто: ты, Фрол Минаич, или: твоя милость. Летом каждый день, пред закатом солнца, видали его в кругу старых воинов, кои, собравшись к дому его побеседовать о житье-бытье, располагались на скамьях под навесами крылец. Сюда приходил всяк, кто хотел, без зову. Старики рассказывали о своих походах, о делах предков; молодые, почтительно стоя в сторонке без шапок, со вниманием слушали отцовские повести, из которых учились военному делу. Часто рассказы сии, столь близкие к сердцу каждого казака, воспламеняли души стариков, а особливо когда напоминали об отличном подвиге которого-нибудь из собратий. Лицо Фрола Минаевича блистало тогда радостью. — «Это важный слуга, — говорил он, — и стоит, чтоб в честь его выпить». Тотчас являлась стойка пенистого меда, и сыновья Фрола подносили старикам заздравные кружки. Из молодых казаков разве отличнейшие храбростью удостоивались иногда получать из рук Минаева кружку меду, и это почиталось весьма важною наградою. Случалось, в веселом расположении духа, вспоминать таким образом многих важных слуг, достойных почетной чары; тогда простой разговор становился недостаточен для прославления их подвигов; воспламененные старцы запевали свои богатырские песни.

ПЕСНЯ.

У нас, братцы, на Дону, во Черкасском городу,
Проявилась у нас, братцы, прирожденная тума [полукровка],
Он из тум, братцы, тума, Сенька Маноцков злодей;
Крепкой думушки со стариками он не думывал;
Думывал крепкую он думушку с ярыжками.
Перекинулся, собака, ко азовскому паше,
А азовский-то паша стал его спрашивати:
«Ты скажи, скажи, приятель, правду истинную:
Что-то думают у вас, во Черкасском городу?»
«Да у нас-то на Дону, во Черкасском городу
Старики-то пьют-гуляют, по беседушкам сидят,
По беседушкам сидят, про Азов ваш говорят:
Ой не дай, Боже, азовцам ума-разума того:
Не поставили б они башенки на усть-речки Каланчи,
Не перекинули бы цепи через славный тихий Дон,
Не подвели бы они струны ко звонким колоколам.
Уж нельзя нам, братцы, будет во сине море пройтить,
По синю морю гулять, зипунов-то доставать».
Как у нас было на Дону, во Черкасском городу,
Войсковой наш атаман во всю ночушку не спал;
Как со вечеру сокол наш Роговые проплывал,
Ко белу свету сокол наш по синю морю гулял,
По синю морю гулял, кораблики разбивал.

Часто Фрол Минаевич приглашал к себе гостей; для встречи приходивших к нему выходил сам с женою и детьми на крыльцо и, взяв гостя под руки, вводил в комнату, прося милости — в его родительском дому хлеба-соли покушать. Угощение его доказывало избыток: каждому посетителю подносили мед из жалованного царского ковша, которых Минаев имел более 20. Никто из приглашенных не мог уйти прежде другого; но все вместе оставляли беседу, в которой часто заставало их утро.

С особенною пышностью угощал атаман русских дворян, азовского агу, турецких пашей, горских князей, знатных татарских мурз. Все эти азиатцы, находившиеся с ним в дружеских связях, часто нарочно приезжали в Черкасск для свидания с Фролом Минаевичем; он принимал их в комнате, устланной богатыми персидскими коврами; вдоль по стенам с одной стороны были лавки, а с другой — простого дерева раздвижные стулья, на кои клались, собственно для сего случая, шелковые подушки, шитые золотом. На стенах висели оружие и сбруя: пищали, ружья, фузеи, сабли, шашки, кинжалы, шебалташи (*), рога, луки, колчаны со стрелами, чеканы, ронзыки (**) и проч. Это вооружение, все оправленное серебром, развешено было с таким вкусом и в таком порядке, что, составляя для глаз приятную картину, оживляло в душе воинов величественные воспоминания. За столом, от стаканов до чаш и блюд, все было из серебра. Хозяйке не запрещалось показываться гостям, и Фрол Минаевич, кажется, был первый на Дону, у которого общества украсились присутствием женщин.

Любя и уважая почтенного старца, многие донские старшины ему подражали. Поздеевы, Кумшацкие, Серебряковы, Кутейниковы, Машлыкины отличались уменьем жить, ласково принимать и угощать беседы [гостей/собрания].